Тема взаимоотношений общества со своей управляющей частью – государством, исследуется философами ещё со времён Древней Греции и Древнего Рима. То есть вот уже более 2500 лет люди пытаются понять, должна ли «голова» управлять «телом» бесконтрольно, или «тело» всё же должно контролировать «голову»? Давайте попробуем и мы разобраться в этом вопросе.
1. «Общество» и «гражданское общество» — в чём разница?
Вообще ситуация непонятная. Вот есть общество – все мы, люди, живущие на какой-то территории (в стране), говорящие на одном языке. С древних времён занимаемся какими-то делами, которые нас связывают. И за этими делами частенько нам недосуг заняться чем-то бОльшим. Защитой от врагов. Борьбой с разбойниками. Устройством хранилищ для запасов еды для всех на случай неурожая. Тогда мы постепенно приходим к мысли, что надо бы на эти дела поставить отдельных людей, ну и платить им за это зарплату. И мы всем обществом назначаем таких людей и платим им – каждый понемножку. Потом даже решаем подчиняться им, когда они командуют в бою, ловят и судят преступников или определяют, какую часть урожая надо заложить в общественные хранилища. Так появляется государство.
Но государство управляет не всем на свете. Значительная часть жизни общества остаётся без государственного управления (при демократическом режиме – уж точно). И здесь, без государства, люди, как и в старину, договариваются между собой о взаимодействии. Например, могут во множестве собраться для какого-то большого, но разового дела (весенний субботник, скажем или решение вопроса «делать детскую площадку или спортивную?»), после которого снова разойтись. Такое разовое или краткосрочное взаимодействие множества граждан, в котором не участвует государство, принято называть «гражданским обществом».
Ещё раз:
— «общество» — это просто все люди, живущие на определённой территории и связанные определёнными отношениями (семейными, производственными, деловыми)
— «гражданское общество» — это часть общества, которая без участия государства самоорганизовывается для решения относительно значимых вопросов, которыми не занимается государство.
(Если вас не удовлетворяет простое определение, вот вам словарное из учебника «Обществознание. 9 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова – оно очень точное и внятное. «Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. При этом личность и организации граждан ограждены законами от прямого вмешательства государственной власти»).
Теперь разберёмся в подробностях
2. Каковы признаки гражданского общества?
Собственно, первый признак уже назван. Это объединение граждан без государства. Это согласие какого-то количества граждан без команды государства потратить своё время, силы, средства для достижения какой-то общей цели.
Продолжим пример с весенним субботником. После схода снега проявились во всём своём неприглядстве не только прошлогодние листья, но и мусор. Любой нормальный человек заинтересован жить в чистоте. Поэтому самое логичное решение проблемы мусора – произвести уборку. Уборка мусора поодиночке, в разное время, в разных объёмах даст малый эффект. Гораздо больший эффект будет тогда, когда на уборку выйдет одновременно много людей.
Но в городе далеко не каждый держит дома грабли и лопаты. Решение – запросить инструменты у городского управления коммунального хозяйства. А заодно -мешки для мусора и грузовик, чтобы мусор вывезти. Кто запрашивает? Общественность! Жильцы дома по такому-то адресу. Вот письмо, вот в нём подписи. Мы сами себя собрали и сами себе указали.
То есть граждане образуют в каком-то смысле «параллельное государство». Но не навсегда, а только ради решения хоть и большого, но конкретного вопроса.
Такую же инициативу граждане могут проявить и в том случае, если сами ничего сделать не могут. Например, собраться и от имени всех жильцов всех домов двора потребовать от управляющей компании отремонтировать детскую площадку и тротуары. Заставить администрацию города и «Горэнерго» заняться ремонтом теплотрасс. Добиться от санитарных органов отлова бродячих собак и борьбы с крысами.
И дело тут даже не в том, что чиновники такие бездельники, что их всё время надо подпинывать. Чиновники тоже люди. У них есть какой-то план работы и в этом плане может быть что-то упущено. Или, когда составлялся план, проблемы ещё не было, она возникла позже. Если на это упущение указывает один гражданин, то это может быть его частным мнением. Но если на проблему указывает организованное сообщество граждан – гражданское общество – то она действительно есть и на это нельзя не отреагировать.
То есть можно вывести такие признаки гражданского общества:
— объединение граждан без государства
— добровольность участия в таких объединениях
— стремление решить крупные конкретные вопросы
— защита интересов граждан перед государственными органами и частными организациями
— обмен информацией по вопросам, интересующим членов объединения.
И в этих признаках проявляется
3. Роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства
Гражданское общество защищает конкретного человека, помогает ему в отношениях с государством. Указывает государственным органам (чиновникам, полицейским, судьям) на неисполнение или нарушение закона.
Но эта роль заключается не только в противостоянии с государством.
Гражданское общество (объединения, ассоциации граждан) если это нужно, призывают государство на помощь конкретному человеку. Обращает внимание на его проблемы и необходимость реализации его прав. Так просьба от собрания жильцов предоставить грабли, мешки и грузовик для мусора – это реализация права человека на благоприятную окружающую среду. Требование поставить светофор и фонарь на пешеходном переходе – реализация права на безопасность и, в конце концов, на жизнь.
4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
Безусловно существует. Обратите внимание на то, как сформулирован вопрос. В этой формулировке уже находится ответ. Гражданское общество возможно ТОЛЬКО в правовом государстве. Только в правовом государстве ПРАВО (ссылка), то есть вся совокупность законов, правил, приказов и т.п., закрепляет и защищает права гражданина. В том числе право на свободу собраний, объединений, обращений в государственный органы с жалобами и предложениями.
В то же время гражданское общество контролирует деятельность государства, принуждает его к исполнению и соблюдению законов. Более того – гражданское общество стимулирует, заставляет государство (парламент) принимать законы, которые улучшают жизнь каждого человека. Гражданское общество в состоянии протестовать против несправедливости и ухудшения жизни каждого отдельного человека.
При авторитаризме и тоталитаризме гражданское общество, к сожалению, отсутствует. Авторитарный режим его игнорирует. Тоталитарный прямо подавляет и стремится ликвидировать.
Кроме того, в правовом государстве может существовать закреплённая в законе процедура регистрации общественной организации. Если люди объединяются не для разового дела типа субботника, а надолго – например для совместного изучения творчества писателя, то закон может настаивать на регистрации такого объединения. Такие организации гражданского общества называются формальными.
Если же регистрация не требуется, то это неформальная организация.
5. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?
Сущность, содержание деятельности общественной организации зависит от того, чем она занимается, и кто в неё входит.
Экономическая – предприниматели, потребители.
Социальная – семьи, ветераны, спортсмены, благотворители.
Духовная – творцы (художники, писатели, кинематографисты, композиторы, актёры), педагоги, учёные, священники.
Правовая – правозащитники.
Понятно, что деятельность этих объединений пересекается. Священник через общество защиты прав потребителей может организовать правовую помощь ветерану педагогического труда.
6. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?
Гражданские общества разной степени развитости существовали и раньше. В Древних Греции и Риме, в Киевском княжестве IX-XIII вв., Новгородской и Псковской республиках XIV-XVI вв., отчасти в Московском государстве XV-XVI вв. Но все они сошли на нет при переходе государства в имперскую (автократическую) стадию.
Начиная с XVIII века, с эпохи Просвещения в обществах государств Европы и Северной Америки происходит череда революций, в которых главную роль играл народ, простолюдины. Параллельно происходило распространение грамотности. Это привело к тому, что народ всё больше узнавал о своих правах и чувствовал в себе силы их отстаивать.
Третье сословие, простолюдины – основная масса населения – в ходе революций добились права иметь собственность, богатеть. А собственность и богатство требуют защиты. Защита же её возможна сочетанием силы и закона. Чем большего количества прав добивались люди, тем строже они следили за соблюдением этих прав, закреплённых в законах. И всё чаще создавали объединения и союзы, контролирующие государство.
7. В чём различие между государственным управлением и местным самоуправлением?
«Местное самоуправление» — это организация власти в каком-то конкретном месте: в селе, в городе, в районе крупного города. Именно местное самоуправление должно происходить из гражданского общества. Именно в местном самоуправлении должны работать неравнодушные инициативные люди.
Если государственная власть занимается вопросами, затрагивающими всю страну или область, то местное самоуправление занимается только местными вопросами. То есть городская власть одного города не может принимать решения, касающиеся другого города. Даже за прочерченные на карте границы города городская власть выйти не может. В промежутке между двумя населёнными пунктами вопросы решает областная власть.
8. Какие вопросы решает местное самоуправление?
Вот примерные списки того, чем занимаются разные уровни власти (на самом деле эти списки гораздо длиннее, тут просто для примера).
Власть в стране занимается: обороной (формированием, обучением и вооружением армии), выпуском денег, международными делами, судом.
Власть в области занимается: природопользованием (охраной экологии), прокладкой и ремонтом дорог, охраной общественного порядка.
Местная власть занимается: дорогами в городе, отоплением, освещением, водопроводом, канализацией, парками… В общем всем тем, что необходимо людям каждый день.
9. Формы осуществления местного самоуправления
Это может быть городская (сельская) администрация. Сельский сход. Сельский староста. Мэр города и городская дума. То, как устроено местное самоуправление, определяют местные нормативные акты. Например — Устав города.
10. В чём заключается суть местного самоуправления?
Это очень просто. Местное самоуправление состоит из местных жителей. Они сами для себя точнее кого бы то ни было видят, что нужно сделать, чтобы устроить свою жизнь как можно лучше.
Поэтому суть местного самоуправления в том, чтобы гражданское общество местных жителей САМО решало вопросы местного значения!