2 грани политической системы: структура и функции. Политические режимы.
Политические системы можно рассматривать с разных сторон. По разному их описывать. В данной статье всё просто — рассмотрены 2 грани политической системы: структура и функции. Это важнейшие для рассмотрения части. Каждая будет раскрыта подробно, что позволит подготовить занятие или подготовиться к зачёту.
Для начала разберёмся с терминами.
Система — это упорядоченный набор чего-либо, а все элементы этого набора связаны друг с другом и воздействуют друг на друга.
Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами (и вообще какими-то частями общества). Основное содержание политики – это завоевание, удержание и использование государственной власти.
Политическая система – это одна из систем общества. Системы это общество как-то формируют и позволяют ему функционировать. (Кроме политической в обществе есть ещё экономическая, правовая и духовная системы или сферы. И политическая сфера-система с ними тесно связана).
Структура политической системы
Любая система имеет структуру. Посмотрите на кисть своей руки – это структурированная система, в которой есть кости, мышцы, сухожилия, нервы. Они могут двигаться как вместе, так и по отдельности (погрозите указательным пальцем – остальные неподвижны). Но если изъять указательный палец, или его фалангу из руки, он отдельно двигаться не сможет. Тем более не сможет сама по себе двигаться отдельная кость или мышца. Так и в политике – отдельные элементы (партии, лидеры мнений и т.п.) могут выполнять какие-то действия самостоятельно, но только находясь внутри системы. Забросьте политического лидера на необитаемый остров – кому он будет проповедовать свои идеи?
В структуре политической системы как раз пять элементов-подсистем – как пальцев на руке. Так что, пойдёте сдавать зачёт – просто напишите их названия на пальцах :-). Каждая из подсистем выполняет свою задачу, стремясь сохранить устойчивость общества или (гораздо реже) – преобразовать его.
Институциональная подсистема (какие организации образуют и поддерживают ПС)
В быту произнося слово «институт» мы имеем ввиду высшее учебное заведение. Реже – научно-исследовательское учреждение. И практически никогда не имеем ввиду какой-то вид или способ человеческого взаимодействия, который существует долго и влияет на большой пласт людей. Например, семья, школа, армия, церковь – это всё «общественные институты».
В политике такими институтами, влияющими на большое количество людей, управляющими людьми являются:
- государство (государственные органы)
- политические партии
- движения
- общественные организации
- средства массовой информации.
Что же все эти институты делают в обществе и с обществом?
Государство (основной институт политической системы):
— принимает законы и тем самым определяет «правила игры» (правила жизни) для всех жителей государства
— вследствие этого определяет рамки для политической деятельности
— формирует всю политическую жизнь общества (объявляя законным или незаконным деятельность других политических сил – не входящих в государственные органы)
— использует наибольшее количество приёмов и средств, чтобы проводить свою политику
Политические партии:
— выражают интересы и стремления разных частей общества
— борются друг с другом за власть
— стремятся (в идеале) устроить государство так (принять такие законы), чтобы той части общества, которую они представляют, жилось хорошо
Общественные организации и движения:
— занимаются решением каких-то частных или узких вопросов общественной жизни (сохранить парк, построить храм, вести военно-патриотическое воспитание подростков)
Средства массовой информации:
— информирую массы (общественность), формируют у людей определённый взгляд на ситуацию в стране и мире. Если СМИ государственное, то оно стремится проинформировать граждан о действиях государственных органов в положительном ключе, воспитать в гражданах патриотизм. Если оппозиционное – то оно будет освещать недостатки в работе государства, стремясь заставить государство эти недостатки ликвидировать.
Нормативная подсистема (какие правила описывают ПС)
Нормативная подсистема регулирует политический процесс. То есть то, как ведут себя члены общества, граждане государства, члены и лидеры политических партий, государственные деятели.
Слово «норма» воспринимается нами как синоним слов «правильно», «хорошо», «удобно» и означает, что жизнь устроена так, как надо. Часто слово «норма» употребляют в значении «закон», «правило» — именно это значение следует применять здесь.
В политической системе нормами являются:
- Законы государства: они обязательны для исполнения не только гражданами государства, но и вообще всеми, кто находится на территории государства
- Правила, распоряжения, указы, приказы и постановления, изданные государственными органами на основе законов.
- Уставы политических партий, движений и общественных организаций – ведь там записаны их политические цели
- Программы политических партий и движений. Там записаны их цели и указано, какими способами партия будет эти целей достигать.
Функциональная подсистема (что организации делают)
То есть то, как функционируют различные элементы системы, какими методами и способами они осуществляют политическую власть. (Оговоримся – политическая не значит государственная. Если лидер партии призвал (или приказал) членов партии выйти на митинг, чтобы чего-то потребовать от государственных органов и партийцы вышли – это проявление политической власти, но не государственной).
Такими методами могут быть:
- Стимулирование какой-либо деятельности (призыв через СМИ, приказ, разрешение, финансовая поддержка)
- Запрет каких-либо действий или какой-либо деятельности
- Создание каких-либо организаций (собственно, тоже вариант стимулирования) или их ликвидация (вариант запрета).
Способ (то есть непосредственные действия) зависит от конкретной ситуации. Например, можно создать какую-либо политическую организацию для достижения политических целей (метод). А финансировать её деятельность одним из способов: выплаты из бюджета (партийной кассы), коммерческая деятельность, добровольные пожертвования.
Коммуникативная подсистема (как организации ПС рассказывают о себе и «слушают» народ)
Коммуникация по-простому – это связь. Все элементы политической системы (государство, партии, общественные организации, движения и отдельные граждане) между собой каким-то образом связаны, передают друг другу информацию и воспринимают её.
В коммуникативной подсистеме политической системы циркулирует информация по поводу политики. То тесть все участники обмениваются мнениями о том, как управлять обществом и оценивают результаты управления (хорошо или плохо получается).
Культурно-идеологическая подсистема (как ПС формирует культуру и насаждает идеологию)
Придает смысл политическим действиям. То есть отвечает на вопрос «А зачем вообще все эти усилия – борьба за власть, принятие законов, уставов, программ, их реализация, наказание за их нарушения, митинги, выделение денег?»
Сюда входят:
- Эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом. (Политическая психология)
- Устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции (направления мыслей), которые влияют на каждого отдельного человека. (Политическая культура)
- Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы. *
*Источник — Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/politicheskaya-sistema
То есть в результате долгой, многолетней деятельности партий, движений, организаций, отдельных лидеров и государственных органов в головах у членов общества неизбежно возникает какое-то мнение о том, в какой стране они живут, какая ситуация сложилась в стране и государстве, что они – граждане – могут, а чего не могут делать в этой ситуации. А также – какие действия ситуацию улучшат, а какие ухудшат.
То есть структура политической системы в конечном итоге в норме выстраивается таким образом, чтобы каждый её элемент действовал на благо целого. Возвращаясь к примеру с кистью руки: палец, конечно, может двигаться, не задействуя остальные части кисти, но это действие как минимум не должно наносить остальному организму вреда. А как максимум – приносить пользу.
Функции политической системы
У любой системы в норме есть функции. Если система не выполняет каких-то минимально полезных функций, она атрофируется и ликвидируется. В некотором смысле сперва возникает функция (в виде потребности), а затем возникает система. Пример (упрощённый): древние рыбы постепенно начали выходить на сушу – возникла потребность в прочном опорно-двигательном аппарате – постепенно из мягких плавников сформировались твёрдые ноги (система передвижения).
У политической системы есть следующие функции
Обеспечение власти (как ПС обеспечивает удержание и реализацию власти)
Сформированная политическая система позволяет тем политическим силам, которые получили власть над обществом, удерживать эту власть без отдельных специальных усилий, просто по факту получения. Как мы помним (см. выше) в структуре политической системы первые два места занимают государство и нормы. Государство – это система учреждений. И какие бы люди в этих учреждениях ни работали, приходя туда работать, они принимают на себя обязательство следовать правилам, законам – нормам. Если они этим нормам следовать не будут, их уволят и на их место возьмут других людей – законопослушных. Именно поэтому большинство государств устойчивы.
В партиях – то же самое. Если партиец не соблюдает устав партии, не стремится достичь намеченные программой партии цели – его исключают из партии.
Ну и, если рядовой гражданин – не государственный служащий и не член какой-либо партии, нарушает общественные нормы, зафиксированные в законах, государство его наказывает. Общественность же может от него отвернуться.
Именно поэтому если в законе написано следующее «человек избранный на руководящую должность, имеет право руководить 5 лет», то попытка смещения этого человека будет являться нарушением закона и будет пресекаться органами охраны правопорядка.
Как это обеспечение будет выглядит на практике, зависит от типа политического режима. (см. ниже)
Управление сферами жизни общества, постановка целей (какой частью жизни людей управляет ПС)
Политическая система во главе с государством определяет, к каким целям нужно стремиться обществу, чего добиваться в своём развитии. Для этого различные сферы жизни общества могут развиваться по-разному.
Приведём два утрированных примера:
- политическая система сформулировала задачу – добиться высокого уровня развития каждого человека (здоровье, интеллект, реализация творческих способностей). Для этого будет усилен контроль за духовной сферой общества (СМИ, образование, наука, искусство) и в неё будет вкладываться большое количество ресурсов.
- Политическая система сформулировала задачу – расширение жизненного пространства для исключительной нации. Для решения этой задачи будет усилен контроль за экономической сферой жизни общества с её уклоном в милитаризацию и, естественно, с увеличением финансирования военных заводов и армии.
Разумеется, на практике большинство задач, формулируемых политической системой для разных сфер жизни общества, так или иначе связаны.
Мобилизация ресурсов (какие ресурсы и как мобилизуются ПС)
Исходя из предыдущего пункта: под сформулированные задачи мобилизуются соответствующие ресурсы – человеческие, интеллектуальные, производственные, «идеологические».
Люди, материалы и оборудование — на «великие стройки» . «Интеллектуальные ресурсы» (школьники, студенты, учёные) – на научный прорыв. На вооружённую борьбу – оружие и боеприпасы.
Если нет своего, то нужно найти возможность где-то купить или захватить.
Следует понимать, что мобилизовывать ресурсы может не только государство. Хотя оно это делает наиболее часто и организованно.
Мобилизовывать ресурсы могут политические партии (например – собрать большой митинг, организовать шествие). Могут – общественные организации (они, как правило, собирают людей и материальные ресурсы на благотворительные проекты). Может бизнес (степень технологического развития производства и уровень заработной платы в какой-то момент становятся политическими факторами, то есть — влияющими на отношения в обществе), особенно если бизнесмен – член правящей партии.
Ну и в любом из описанных случаев мобилизуются пропагандистские ресурсы (СМИ), позволяющие донести задачи, причины и идею мобилизации ресурсов до общества.
Представительство интересов субъектов политики (как идёт борьба внутри власти)
Вспомним, что политическая система состоит как бы из кусочков – государства, партий, движений, а также и из отдельных граждан – избирателей. Каждый из этих «кусочков» — субъект политики («Субъект» — тот, кто действует; «объект» — то, на что действуют).
Каждый государственный орган, партия или отдельный человек по-своему представляют себе (в нюансах), как должно быть устроено государство, как в нём должны удовлетворяться потребности человека, как должны действовать государственные органы и отдельные граждане.
Вот эти взгляды и отражают интересы субъектов политики. А политическая система позволяет представлять эти интересы.
В идеале государственные органы, начиная с президента и заканчивая рядовым полицейским или солдатом, представляет базовые интересы субъектов-граждан (безопасность, возможность достойно жить и развиваться, растить детей, получать оплату за труд, достаточную для комфортной жизни и т.д.). Партии в политической системе представляют интересы только части членов общества, потому что их программы, уставы и действия отвечают не на вопрос «ЧТО?» (что нужно человеку?), а на вопрос «КАК?» (как он это хочет получить, каким способом?). Общественные движения выражают интересы по узкому вопросу («Не хотим это!», «Хотим то!»).
В сбалансированной, хорошо работающей политической системе каждый субъект имеет возможность обозначить свой интерес и бороться за его достижение.
Интеграция общества (как объединить разрозненных)
Политическая система, позволяя каждому субъекту быть особенным, заявлять о своих интересах, бороться за их достижение, тем не менее этих самых субъектов объединяет. Как? Разными способами.
Первый и самый очевидный – это гражданство («политическая связь человека с государством»). Каким бы ни был каждый человек по отдельности, если все люди имеют гражданство одного и того же государства – они интегрированы в его политическую систему.
Следующий способ интегрировать общество – это законы. Какими бы ни были люди, партии, движения, общественные организации – на них действуют законы государства. Они (люди, партии, движения, государственные органы) подчинены силе закона и должны действовать в соответствии с его требованиями. Если закон не выполняется или нарушается – субъекты политической системы должны быть наказаны или даже ликвидированы (например, партию могут распустить за нарушение каких-либо норм).
Ещё один способ интеграции может показаться парадоксальным, но он присущ человеческой природе. Это борьба. Борьбы за власть конкретных людей или организаций, борьба за реализацию своих идей, борьба за то, чтобы о твоих желаниях и идеях знало как можно большее число людей. Когда происходит борьба, противники взаимодействуют и тем самым происходит интеграция.
Ну и последнее, наиболее продуктивное – сотрудничество. Взаимодействие людей, государственных органов и общественных организаций ради достижения общих целей – это наиболее действенный способ интеграции.
Политическая социализация и легитимация (как принять и придать законность «новичкам» и «новинкам»)
Социализация (от латинского слова «социум» — общество) – это включение, вливание человека в какое-либо сообщество людей, принятие человеком правил этого сообщества, принятие членами сообщества нового субъекта.
Политическая социализация – это когда что-то новое, появившееся в политика (то есть в отношениях по поводу власти и устройства общества) – идеи, термины, люди, организации – принимается политической системой. Когда все «старые» элементы политической системы перестают отталкивать «новичка», аа начинают с ним взаимодействовать.
Лучший пример здесь, пожалуй, такой (упрощённый): большую часть Древности и всё Средневековье простолюдины (бывшие большинством) не имели «права голоса», не могли участвовать в политике. А вот в Новое время (примерно с 16-го века) простолюдины осознали, что именно они создают большинство тех благ, с помощью которых существует общество. Выращивают еду, строят дома, торгуют, завоёвывают новые земли и т.п. И простолюдины заявили: «МЫ хотим создавать законы». Они устраивали революции и становились главами государств. И «старым» элементам политической системы – церкви, дворянству, королям пришлось простолюдинов принять – социализировать. А вслед за тем и легитимизировать.
Легитимация (от латинского «лекс» — закон) — придание чему-либо законности, признание законным.
Политическая система, в основном силой государства, через законы признаёт какого-то субъекта или явление законным. А иногда для этого даже не надо принимать новые законы. Достаточно не применять к новичку те, что есть. Или отменить те законы, которые объявляют действия «новичка» незаконными. Делать вид, что он ничего не нарушает.
В зависимости от того, как политическая система работает, она формирует в каждом государстве один из трёх видов политических режимов.
Политические режимы
Тоталитарный
Чем характеризуется тоталитарный режим?
Слово total с английского, французского и ряда других европейских языков переводится как «всеобщий», «всеобъемлющий», «всеохватный». То есть тоталитарный – это такой политический режим, при котором власть контролирует ВСЕ сферы жизни человека.
Такой контроль позволяет правящей верхушке удерживать власть в тоталитарном обществе.
Контроль осуществляется не только над всеми сферами жизни общества, но и тотален внутри каждой из них:
— в политической — какие взгляды на жизнь человек имеет, какие идеи высказывает; при этом тоталитарный режим фактически требует, чтобы взгляды власти на устройство общественной жизни разделяли все (total) члены общества.
— в духовной – в тоталитарных обществах (государствах) существует единственная идеология (набор идей), фактически – идеология правящей партии. Кроме того, в тоталитарных режимах государством пред обществом формулируется глобальная цель, требующая мобилизации и максимального напряжения, приложения всех возможных усилий для её достижения.
— в социальной – тоталитарный режим через свои государственные органы и формируемую им общественную мораль контролирует социальную (общественную) жизнь человека (с кем дружить, с кого брать пример, а в особо острых случаях даже с кем вступать в брак).
– в экономической — кто где работает и сколько получает (ну, положим, это есть во всех государствах, так как власти нужно изымать часть доходов граждан для обороны, поддержания порядка и организации суда)), и, главное – кто на что сколько тратит.
Лозунгом тоталитаризма можно сделать примерно такую фразу: «Я так сказал – вы так делаете, думаете, чувствуете! Никаких обсуждений!»
Авторитарный
Латинский корень auto можно перевести как «сам», «самостоятельный». Есть слово autoritaris – «влияние». Если посмотреть на историю Древнего мира и Средневековья, то мы поймём, что любой король, царь, император тех эпох был авторитарным правителем.
Если сравнить тоталитарный и авторитарный режимы, то они имеют как сходства, так и отличия.
Сходство тоталитаризма и авторитаризма
Авторитаризм — это тоже власть либо одной партии, либо одной общественной группы (например – служилое дворянство, благополучие которого зависит от милости правителя). Лидер этой партии или группы уже является либо становится главой государства. Парламент, если он есть, состоит из представителей правящей партии или сословия. Деятельность, слова и мысли противников режима жёстко пресекаются. Права и свободы граждан могут безнаказанно нарушаться государством (полицией, судами, чиновниками).
Различия тоталитаризма и авторитаризма
Они, в целом, выражаются в том, что авторитаризм не такой жёсткий, как тоталитаризм:
— в политической сфере власть принадлежит одной партии, но при этом может существовать ещё одна или несколько, власти не имеющих.
— церковь сохраняется в духовной сфере, ей ставится задача воздействовать на народ в стиле «всякая власть от бога».
— в социальной сфере в значительной степени сохраняется неприкосновенность частной жизни людей – государство не «подсматривает в щёлочку» за своими гражданами
— значительная свобода деятельности имеется в экономической сфере, главное – платить налоги.
Если выбирать лозунг для авторитаризма, то можно сказать так «Я вас выслушал и приказываю вам!».
Демократический
Вспомним, как звучит перевод слова «демократия» с греческого. «Демос» — народ, «кратос» — власть. Значит «демократия» — это «народовластие». А народ – носитель и источник власти. Как народ (или его большинство) решит, так и будет.
Главное отличие демократии от тоталитаризма и авторитаризма – это то, что обеспечивается контроль над властью со стороны общества.
Демократический режим не исчерпывается свободными выборами народных представителей (представительской демократией).
В демократическом государстве:
— правительство подконтрольно депутатам и отчитывается перед парламентом. Это значит, что премьер-министр, а зачастую и каждый из министров занимают свой пост только с согласия парламента
— есть множество политических партий с разными взглядами на то, как должно быть устроено общество. Эти партии конкурируют между собой, критикуют друг друга, борются за власть (за места для депутатов от партии в парламенте страны), стараются сделать своих представителей министрами. Оппозиция не даёт правящей партии скатиться в тоталитаризм
— средства массовой информации (часто представляющие различные партии и общественные организации) отслеживают и предают огласке работу властей
— в государстве существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Кроме выборов ВЕСЬ народ может выразить свою волю на референдуме. Референдум (от лат. referendum – то, что нужно сообщить) – это всенародное голосование по наиболее значимым для государства и общества вопросам (то есть форма непосредственной демократии).
Более подробно о трёх типах политических режимов можно прочитать в отдельной статье (ссылка).