5 вопросов о правовом государстве

0
(0)
Довольно часто в 9 классе на обществознании ученики попадают в неприятную ситуацию: учитель для проверки того, как они выучили домашнее задание, предлагает им ответить на 5 вопросов о правовом государстве.

А они не могут из себя выжать ничего, кроме «правовое государство – это то, в котором есть право». Учитель ехидно уточняет «и лево?». Растерявшийся школяр, разумеется, отвечает «нет» и получает от учителя следующий удар: «Как же может быть право без лева?». Наконец ученик вспоминает, что «право – это законы» и радостно сообщает учителю и всему классу: «Правовое государство – это такое государство, в котором есть законы!». «Но они не действуют!» — на той же радостной волне продолжает фразу зловредный педагог. После чего ставит бедолаге «тройку» «за напряжение мозга» и отпускает, чтобы продолжить экзекуцию над следующим неучем. Потому что в запасе у него о правовом государстве ещё как минимум четыре вопроса.

Итак, давайте разберёмся во всём этом.
  1. В чём сущность правового государства?
  2. Почему мысль «Необходимо соединить силу государства и справедливость права» — это великая гуманистическая идея?
  3. Что означают слова римского оратора Цицерона «Право выше власти»?
  4. Какие характеристики есть у трёх ветвей власти?
  5. Каковы важнейшие признаки правового государства?

 

Загибаем пальцы. Поехали!

1. В чём сущность правового государства?

Найдите однокоренные слова

2 значения термина «право»

2 большие задачи общества при постройке правового государства

Закон превыше всего

Сущность правового государства

Для начала давайте поищем однокоренные слова к словам «право» и «правовое».

Это слова «правило», «правильный», «направление», «управление». Все эти слова говорят о том, что жизнь отдельного человека или всего общества направлена и управляется. Ей – жизни — не дают ей свернуть туда, где плохо, неудобно – «неправильно». И не даёт свернуть именно право.

 

2 значения термина «право»:

— «мера свободы, справедливости и ответственности; охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять».

— «вся совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Исполнение этих норм обеспечивается силой государственного принуждения (полицией, прокуратурой, судом и т.п.).

 

То есть, у общества, которое строит правовое государство, есть две большие задачи:

— обеспечить права (возможности, свободы) человека и гражданина;

— ограничить как людей, так и государственную власть чёткими и жёсткими рамками закона.

Если в законе сказано, что человек или государство на что-то имеет право, он (оно) должен (-но) иметь возможность сделать это «что-то» или получить это «что-то».

Если в законе сказано, что что-то запрещено, то сделать запрещённое ни человек, ни государственный орган не могут ни при каких обстоятельствах.

Право (закон, набор законов) – выше и сильнее личных прихотей человека, и обычного, и руководящего.

 

Из всего сказанного давайте сделаем вывод, который понравится зловредному учителю. Сущность правового государства в том, что права и свободы человека и гражданина признаны (то есть записаны в законах) и защищены (то есть в законах написано, как наказать тех, кто эти права нарушил). А государственная власть (чиновники, судьи, полицейские и пр.) ограничена и связана законом. Человек на государственной службе может действовать только по закону. Действуя не по закону, он становится преступником.

То есть правовое государство — это такое государство, в котором ДЕЙСТВУЮТ законы, защищающие права людей и ограничивающие власть.

 

2. Почему мысль «Необходимо соединить силу государства и справедливость права» — это великая гуманистическая идея?

«Гуманистическая» — это как?

А хорошо для человека  – это как?

 

Ну и какое слово вам здесь опять плохо знакомо? Правильно – «гуманистическая»! Humanus на латыни – «человек». То есть «гуманистическая» означает «человечная», «направленная на то, чтобы человеку было хорошо».

А хорошо – это как? Американский психолог Абрахам Маслоу выстроил такие «хорошо» в пирамиду – от самого простенького до самого сложного.

В основание пирамиды он положил ЕДУ, СОН и другие желания нашего тела. То есть, если государство делает так (или хотя бы не мешает), что человек может сытно и вкусно поесть, выспаться и завести детей – это хорошо.

Затем человеку нужна БЕЗОПАСНОСТЬ (от холода, дождя и снега, грабителей, болезней и прочих неприятностей). Если государство своей силой (армией, полицией, судьями, бесплатной медициной) даёт эту безопасность – хорошо.

Если государство не защищает от грабителей или же своей силой отбирает еду и жилище – плохо.

Дальше идёт довольно много потребностей, которые можно объединить в одну – потребность в развитии ума и души. Если государство даёт гражданину так развиваться (содержит школы, дома культуры, организует конкурсы разных талантов) — это просто замечательно! Если этого нет – то это нехорошо.

Но чтоб делать всё перечисленное, в законах должны быть записаны права чиновников, военных, полицейских, судей. А чтобы они не могли нарушать права людей, у которых нет власти, в тех же законах должны быть описаны их обязанности. Права дают государству силу, а обязанности заставляют применять эту силу сПРАВедливо, ПРАВильно.

Только при таком соединении силы государства и силы права государство будет поступать на пользу человеку – гуманистично.

3. Что означают слова римского оратора Цицерона «Право выше власти»?

Договор с боксёром

Боксёр нарушает договор

Если договор больше не закон, случается революция

Давайте немного упростим ситуацию. Предположим, вы живёте в неспокойном районе, по которому вечером из-за хулиганов ходить опасно, а ходить вам надо (например, из кружка робототехники). И вы договариваетесь со здоровенным товарищем, у которого есть крепкие кулаки (он занимается рядом с вашим кружком в секции бокса), что он в дни вашего кружка будет вас провожать до дома. А вы ему за это будете помогать делать домашние задания по физике и математике. Между вами возникает ДОГОВОР. Боксёр здесь – государство (его армия и полиция), а вы – налогоплательщик.

Сперва всё идёт хорошо. Но затем боксёр решает, что ему в ваши дни вас провожать неудобно и требует перенести ваши занятия робототехникой. Затем он говорит, что помогать с домашкой — этого мало и вы должны полностью решать её за него. То есть он последовательно нарушает ДОГОВОР, который для вас — ЗАКОН. А если вы отказываетесь выполнять его требования, то он угрожает присоединиться к вашим обидчикам.

И вами приходится совершать «революцию» — идти в бокс самому, строить боевого робота или нанимать нового охранника. Революция в обществе случается только если законы этого общества почему-либо перестают работать. Но если закон работает и защищает права граждан, ограничивая государство в его действиях, то общество развивается спокойно.

Это и имел в виду римский оратор Цицерон, когда говорил, что ПРАВО (набор законов) должно быть выше власти.

Но как граждане могут ограничить государство в его действиях? Ведь у государства (судьи, полицейского, чиновника, депутата) в руках власть и сила (в том числе – вооружённая).

Ответ нашёлся ещё в XVIII веке – власть надо разделить и дать каждому из «государственных людей» только часть её. За последние двести лет почти во всех странах мира произошло РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ на три ветви.

4. Какие характеристики есть у трёх ветвей власти?

Власть – дерево с тремя ветвями

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Реакция ветвей власти на ветер перемен

 

Если бы наш воображаемый ученик ответил на три предыдущих вопроса хотя бы отчасти так, как здесь написано, то в этом месте въедливый учитель наконец от него отстал бы. Потому, что был бы рад.  Рад тому, что ученик разобрался в очень непростых вопросах, да ещё привёл примеры. Поставил бы «пятёрку» и отпустил с миром на своё место.

Думаете, на этом всё? Как бы не так! Мы ведь помним, что в начале сформулированы целых пять вопросов. Поэтому, отпустив одного школяра, учитель бы поднял с места второго. Чтобы тот объяснил предельно важный для правового государства ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Представьте себе, что власть — это дерево. В течение примерно 20 тысяч лет власть росла, крепла, ствол становился толще и прочнее. Но при этом терял гибкость. То есть власть по мере укрепления теряла способность реагировать на изменяющийся мир, на изменяющиеся потребности людей. Если дерево перестаёт сгибаться под действием ветра, то в какой-то момент сильный ураган может его сломать. Также революция в обществе сносит негибкую власть.

Поэтому в XVIII веке последовательно англичанин Джон Локк, француз Шарль Монтескьё и немец Иммануил Кант описали принцип, позволяющий власти быть устойчивой, справедливой, реагирующей на «ветер перемен».

Как дерево распределяет ветровую нагрузку на ветви, так и власть эти трое предложили распределить между тремя ветвями – законодательной, исполнительной и судебной.

При такой «ветвистой» схеме каждая из ветвей имеет только часть власти.

Законодательная создаёт и вводит в действие законы, либо изменяет их. Но не имеет прав и силы (денег) для их выполнения.

Исполнительная приводит законы в действие. Она имеет права и силы (деньги) для выполнения законов, но принимать или изменять сами законы не может. Чтобы не создавать законы по своей прихоти.

Судебная судит нарушителей закона. Она не имеет права сама принимать или изменять законы, не имеет сил (денег) для их исполнения. Но имеет право и силу для принуждения к исполнению законов.

 

Законодательная власть обычно находится в руках депутатов парламента.

Исполнительная власть сосредотачивается в правительстве. В ряде стран главой исполнительной власти является президент.

Судебная власть осуществляется судебной системой – от районного суда до верховного.

 

И если ситуация в обществе / экономике /мире меняется, то законодатели (депутаты) могут принять новый закон или изменить старый. Чтобы отреагировать на изменения. Исполнители (министры) смогут и будут обязаны его исполнить. А если не исполнят, то их осудит и накажет суд.

 

5. Каковы важнейшие признаки правового государства?

Что ж, второй ученик тоже проделал большую работу и получил «пять». Настала очередь третьего. Ему зловредный учитель поручил бы подвести итог всему сказанному. И вот что он него учитель хочет услышать:

В правовом государстве мы обязательно найдём

— верховенство права. В таком государстве ЗАКОН выше любых желаний депутата, чиновника, судьи, полицейского или военного. Закон обязательно должен быть гуманным (человечный) и справедливым.

— незыблемость прав и свобод человека. Права человека (ссылка) соблюдаются в таком государстве безусловно. Они описаны в законах и за их нарушение полагается наказание.

— разделение властей. Чтобы ни у кого не возникло возможности своевольно выстраивать жизнь людей.

 

Полагаю, что учитель после таких ответов перестанет быль зловредным, а наоборот — останется довольным!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *