Агенты социализации: 2 вида (первичные и вторичные)
В статье мы подробно рассмотрим, ЧТО ТАКОЕ «агенты социализации». Текст статьи поможет в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию в их тестовой части.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности. Молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.
А если по-простому, то социализация – это процесс встраивания, врастания человека в то общество, в котором он вынужден находиться, жить и взаимодействовать с членами этого общества.
Думаю, не нужно объяснять, что без такого врастания человек обречён если не на гибель, то на существование с большим количеством проблем. Проблемы могут быть разными – от непонимания окружающих, до неоказания помощи в критической ситуации.
Встроится в общество человеку помогают агенты социализации. Вот с этого места у учеников обычно начинаются ПРОБЛЕМЫ. Потому что словом «агент» мы привыкли обозначать конкретного человека – представителя какой-либо организации. Часто разведывательной («шпион»). Но для социализации это не совсем так, а чаще совсем не так.
(Различные взгляды на СОЦИАЛИЗАЦИЮ см. в конце статьи).
Агенты социализации – что это
Агенты социализации — это отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация. Ещё раз: есть социализация (процесс) и есть её агенты (представители). Их ещё называют субъектами общественных отношений. Это могут быть как конкретные люди (папа, мама, учитель, тренер), так и какие-то сообщества и организации (семья, школа, компания друзей, полиция, армия). Все они могут социализировать человека прямо или косвенно.
В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. То есть те потоки информации, которые формируют мышление и мировосприятие человека (средства массовой информации, в том числе – интернет, слухи, религиозные учения).
Считается, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство. Но и взрослые вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Это смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д. Взрослым нужно привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.). Особенно ярко это видно сейчас, когда изменения в технике, а за ними и в обществе происходят часто и довольно резко. К этим изменениям вынуждены приспосабливаться-социализироваться как молодые, так и зрелые и даже пожилые люди. И каждый раз на человека действуют разные агенты социализации.
Социализацию и её агентов УСЛОВНО делят на первичную (-ые) и вторичную (-ые). Эти уровни и агенты социализации являются динамичными. Невозможно чётко разграничить возраст, сферы деятельности и иные условия, в которых агенты социализации влияют на конкретного человека. Один человек до возраста старше совершеннолетия растёт в семье и не меняет место жительства, а другой в силу обстоятельств переводится из одного детского дома в другой. Один выбирает профессию ещё в детстве и работает по ней до старости. Другой осваивает новые навыки каждые несколько лет.
Первичные агенты социализации
Первичная социализация (социализация ребёнка)
Она проходит в сфере межличностных отношений. Они строятся в малых группах (семья, дворовая компания, группа детского сада, школьный класс, спортивная секция). В этих группах ребёнок подвергается воздействию первичных агентов социализации, становясь членом общества.
Первичными агентами социализации в таком случае являются:
— родители,
— бабушки и дедушки,
— братья и сёстры,
— другие близкие и дальние родственники (не обязательно),
— друзья семьи,
— сверстники,
то есть все, кто составляет ближайшее окружение ребёнка.
Как семья влияет на социализацию личности?
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. «Свой – чужой», «можно – нельзя», «должен – имеешь право» — все эти рамки изначально задаёт человеку именно семья. Или те люди, которые её заменяют.
Семье принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Ответы на вопросы «Что такое хорошо?»» и «Что такое плохо?» усваиваются именно в семье.
Семья создает личность, в ее власти укрепить психическое здоровье ребёнка или, к сожалению, расшатать. Будет человек прямым, честным, открытым, умеющим дружить или станет двуличным, лживым, себялюбивым приспособленцем зависит (не на 100 %, но во многом) именно от семьи.
По мере взросления (примерно на этапе начальной школы) к списку агентов социализации добавляются:
— учителя,
— тренеры спортивных секций,
— семейные врачи (если есть).
Эти люди входят в ближний круг ребёнка не в позиции исключительно руководителей. Родственник может в ходе общения как быть старшим, так и встать на один уровень с ребёнком – поиграть на равных, подурачится. Учитель, тренер и врач в большинстве случаев ВСЕГДА главные.
Общение с этими людьми даёт ребёнку представление о более жёстких рамках поведения и общения, чем семейные. Также ребёнок получает представление о том, что в коллективе он не уникален. Что на него, как на члена сообщества, действуют общие правила.
Если учителя и тренеры занимаются с ребёнком индивидуально, то представления о своей идентичности другим индивидуумам ребёнок получает другими путями.
Семейный врач также выступает в позиции главного (руководителя), так как его предписания по излечению должны выполняться беспрекословно.
В подростковом возрасте, лет с 12, когда ребёнок начинает постепенно сепарироваться (отделяться) от родителей, формировать и осознавать собственное мировосприятие, список агентов первичной социализации довершают:
— лидеры молодежных групп (как позитивной, так и негативной направленности),
— лидеры общественных мнений,
— СМИ, в том числе Интернет.
Лидер группы или просто друг, которому хочется подражать, отчасти подменяет для подростка родителей. Действовать в окружающем мире как они подросток ещё не может, а собственный стиль поведения, взаимодействия с миром ещё не выработан. Если подросток осознанно или неосознанно копирует поведение одного из родителей, то переход во «взрослый мир» проходит относительно гладко. Если же такое копирование почему-либо затруднено, то подросток пользуется примером лидера как «переходником». Лидер-агент социализации помогает встраиванию ребёнка в «мир взрослых».
Лидеры общественных мнений (ЛОМ) привлекают внимание подростка по мере того, как он начинает интересоваться событиями общественной и политической жизни. ЛОМ транслирует идеи, которые, как кажется подростку, позволят ему:
— сепарироваться (отделиться) от родителей
— наладить собственную жизнь лучше, чем с родителями.
Это не значит, что по призыву лидера группы или ЛОМа все подростки в одночасье устроят «праздник непослушания». Большинство детей достаточно здравомыслящи, чтобы понимать, что семья даёт им комфорт и защиту. Но идеи, транслируемые лидерами-агентами социализации, влияют на создание подростками в своих головах вИдения своей взрослой жизни.
СМИ (в первую очередь интернет и социальные сети) – это не столько агент социализации сами по себе, сколько канал для трансляции идей, образов и образцов:
— отношения между поколениями,
— поведения в окружающем мире,
— отношения к собственной жизни (в этом смысле опасны деструктивные призывы в стиле «живи быстро, умри молодым»).
Интернет позволяет подростку не только «смотреть» и «впитывать», но и транслировать свой собственный контент.
С 2010-х (массовое внедрение интернета в жизнь) объём структурированной информации увеличился в десятки раз. Кратно увеличилась её (информации) доступность (смартфон в каждом кармане). Поэтому интернет-контент как агент социализации, сеть Интернет как канал социализации вышли на ведущее место в судьбах детей.
Вторичные агенты социализации
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп (половозрастных, профессиональных, имущественных, территориальных). В ходе вторичной социализации уже взрослый человек интегрируется в новые секторы общества.
Агенты вторичной социализации — это:
— государство как система управления обществом,
— формальные организации и официальные учреждения (школы, вуз, предприятие, армия, полиция, церковь),
— лидеры партий,
— супруг / супруга, дети,
— коллеги.
(По степени близости к человеку на первые места следовало бы поставить супругов и коллег. Но дело в том, что государство и формальные организации становятся агентами вторичной социализации человека ещё ДО его устройства на работу и вступления в брак).
Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь. Агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции.
Государство своими законами задаёт рамки поведения человека, условия его взаимодействия с отдельными людьми и с обществом в целом. До совершеннолетия ответственность за соблюдение этих условий ребёнком несут родители. С момента совершеннолетия человек вступает в полноценное взаимодействие с государством и обществом. Если он нарушает / не выполняет в полном объёме условия данного взаимодействия (законы и другие нормы), то общество руками государства принуждает его к исполнению этих норм или наказывает за их нарушение.
Тот же принцип работает и во взаимодействии человека с формальными организациями (либо с их администрациями). У всех у них есть правила взаимодействия с гражданами и другими организациями, прописанные в рамках законов государства. Человеку, чтобы взаимодействовать с этой системой, волей-неволей необходимо выполнять эти правила. При этом он вправе рассчитывать, что правила будут выполняться и со стороны этих формальных организаций. В случае невыполнения организациями своих правил и законов государства он имеет право на защиту государством своих интересов.
«Ты мне – я тебе»
Внимательный читатель уже заметил, что взаимодействие взрослого человека с социумом (социализация) строится по схеме «ты мне – я тебе». Это, собственно и есть вторичная социализация. Если ребёнок от семьи, общества, друзей в основном берёт (пищу, безопасность, развлечения, понимание границ дозволенного), то взрослый человек начинает семье и обществу давать то, «чем богат». Отдаёт физическую силу, интеллектуальные способности, дисциплину.
Трудовая социализация
Вообще в индустриальных и постиндустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность (включая и службу в армии). Она обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих людей профессия вообще служит ГЛАВНЫМ средством самоидентификации.
Социализация на работе имеет определённые трудности. Они связаны прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между воспринятыми в детстве и юности ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью.
Отношения с коллегами на работе строятся не так, как с друзьями. Конечно, коллеги, особенно ровесники в молодости, часто становятся друзьями. Но всё же они ценят человека в первую очередь за качественное, точное выполнение обязанностей («выполнение правил»). И каким бы душевным другом ты ни был, если ты подвёл ПО РАБОТЕ, социум тебя осудит.
Политическая социализация
Лидеры партий становятся агентами вторичной социализации не для всех членов общества, а лишь для тех, кто политически активен. Для тех, кто формирует или уже сформировал свои политические пристрастия и способен отстаивать свою точку зрения на общество, опираясь на партийную позицию. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.
Семейная социализация
«Вторая половина» и дети создают для человека новые статусы не только в собственных глазах, но и в глазах общества и государства. «Муж / жена» и «отец / мать» («супруг» и «родитель») – это как правило более высокий статус в обществе.
Снова СМИ как агент социализации и её канал
Как и при первичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы, телесериалы, видеоконтент в Интернете формируют у людей стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении. Это сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия. Разумеется, всё это есть и в «обычной жизни», но СМИ преподносят данный контент «в концентрированном виде».
При всем этом огромен позитивный воспитательный потенциал СМИ. Благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население труднодоступных регионов. Самообразование, приобщение ко всему объёму человеческих знаний стало возможным в любой точке планеты для любого человека, у которого есть выход в интернет.
Различные взгляды на социализацию
Сколько стадий социализации личности?
Существует несколько вариантов периодизации социализации.
Самая простая состоит из трёх стадий:
1) дотрудовая (период детства и обучения),
2) трудовая (период зрелости),
3) послетрудовая (период старения).
Более сложная состоит из пяти стадий
1) Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста).
2) Стадия индивидуализации — стремление к выделению (подростковый возраст). А также юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация.
3) Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе.
4) Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.
5) Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Социологи и психологи выделяют различные ТИПЫ социализации:
Первичная социализация (см. выше)
Ресоциализация, она же Вторичная социализация (см. выше)
Групповая социализация (вхождение индивида в новую для себя конкретную группу)
Гендерная социализация (усвоение знаний и навыков, исполнение социальных ролей, присущих конкретному полу)
Организационная социализация (встраивание в трудовой коллектив для выполнения трудовых, а не дружеских функций)
Досрочная социализация («репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития (например — игра девочек в «дочки-матери», а мальчиков – в войну)).
Что необходимо для социализации?
Чтобы социализироваться, человек должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Когда начинается и заканчивается процесс социализации?
Социализация личности начинается с первых лет жизни и считается, что заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. При этом, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен. По некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.