Национальная политика — 8 фактов

5
(1)

Национальная политика — 8 фактов для уроковх обществознания (плюс конспект урока)

Из этой статьи вы узнаете, что такое национальная политика в обществознании. (Такой же вопрос частенько задаётся относительно истории России, когда изучается правление Александра 1, но это отдельная тема).

Фактически статья является развёрнутым конспектом урока. Она написана так, как я обычно объясняю эту тему своим ученикам. Учителю статья поможет быстро подготовить урок с нуля, а ученику – подготовиться к вопросам, которые по теме «национальная политика» может задать самый придирчивый учитель.

национальная политика
изображение из открытых источников

Что такое национальная политика (меры, проводимые властями в отношении народов государства)

Для начала определение.

Национальная политика – комплекс политических и организационных мер, проводимых властями страны в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории.

Прямо скажем, определение нам не слишком помогло. Поэтому будем разбирать вопрос по шагам и на примерах.

Термин «политика» означает действия, направленные на получение, удержание и реализацию власти над людьми.  Стало быть, «национальная политика» — это получение, удержание и реализация власти над нациями и народами.

Как управляют народами (Политические меры)

Каждый народ, даже если он живёт бок о бок с другими народами в многонациональном государстве, имеет свои особенности – языковые и культурные. В зависимости от этих особенностей к управлению КАЖДЫМ народом власти многонациональной страны подходят по-особенному.

Главная цель национальной политики в отношении народов заключается в том, чтобы организовать мирное сосуществование народов страны, не допустить межнациональных конфликтов.

Добиться этого можно двумя способами:

  1. Дать каждому народу равные возможности для развития, поддерживать национальные культуры, работать над тем, чтобы люди разных языков и культур лучше узнали и понимали друг друга.
  2. Превратить все народы страны в один – с одним языком, культурой, традициями и ценностями. Ликвидировать все различия между нациями. Фактически – ликвидировать нации и их уникальность.

Первый путь требует длительной кропотливой работы, компромиссов, затрат, уступок. Фактически в этом случае национальная политика государства становится бесконечной работой. Ведь нации развиваются, в первую очередь – в языковой и культурной сфере. Поэтому и задача «сделать так, чтобы все нации государства мирно взаимодействовали друг с другом» становиться бесконечной.

Второй путь тоже длительный – ни один народ, ни одна национальность не откажется от своего языка и культуры сразу. Но этот путь гораздо более прямолинейный и репрессивный. Учёбу на родном языке НЕ организовывать. Национальное искусство НЕ поддерживать. Национальные праздники НЕ праздновать. И через два-три поколения эти особенности уже основательно затушуются.

Как разделяют или, наоборот, сплачивают народы (Организационные меры)

Национальная политика ВСЕГДА проводится государственными органами

Именно государство – то есть какие-то министерства, определяет, как тот или иной народ будет учиться, говорить, танцевать, исповедовать свою веру. Организационные меры в национальной политике определяются и финансируются государством. Хотя реализуют их сейчас во многом общественные организации.

Примеры

В Римской империи

Все народы, её населявшие, делились на несколько категорий. Самыми «любимыми» у государства были граждане. Для нас кажется естественным, что гражданин – это любой житель государства, имеющий право избирать и быть избранным на государственные должности. Но в Римской империи гражданином мог стать только уроженец собственно города Рима, а чуть позже – Италии. Все остальные жители империи считались людьми второго, третьего и прочих сортов, хотя и были чиновниками и офицерами в армии. Их языки не изучались, для бесписьменных языков не создавался алфавит, их праздники не принимались во внимание во время каких-либо работ. Если человек хотел стать кем-то значимым, ему просто необходимо было изучить латинский язык (а чуть позже – ещё и греческий) и поклоняться римским богам. А самыми «забытыми» были федераты (союзники), которые жили на окраинах империи сами по себе и привлекались ею только для военных надобностей (а также время от времени массового обращались в рабов).

Кстати, примерно также поступали в средние века ацтеки по отношению к народам Центральной Америки.

В Российской империи

Правительство понимало, что народы, её населяющие, находятся на разных ступенях развития, а значит – требуют разных подходов к управлению. У Финляндии была автономия (свои деньги, парламент и делопроизводство), у Польши – автономия и Конституция, у Хивинского ханства и Бухарского эмирата – сохранялись свои правительства и обычаи. В частности – многожёнство, чего практически не было в исламских районах Поволжья. Народы Сибири были попросту посчитаны и обложены небольшим налогом (ясак). Везде продолжали исповедовать ту веру, которая была ранее. Конечно, императорское правительство стремилось к тому, чтобы «инородцы» принимали православную веру, но священникам при проповедях запрещалось пугать людей «гневом божьим». Местная знать признавалась равной русской знати.

В Советском государстве

Национальная политика была широкой и проработанной. В каждой национальной республике существовало школьное и вузовское образование на родном языке. Для языков, не имевших письменности, были созданы алфавиты. Действовали музеи национальной культуры. Были созданы ансамбли, сохраняющие развивающие народную культуру. Публиковались книги авторов на национальных языках.  Государственным языком и языком межнационального общения оставался русский язык. Но в республиках Советского Союза все документы параллельно создавались на национальных языках (например, паспорта и дипломы заполнялись на русском и на языке республики), а чиновники были обязаны знать оба языка.

В Российской Федерации

Сейчас здесь живут более 190 народов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения. В 2012 году Указом Президента была принята и осуществляется Стратегия национальной политики до 2025 года. Согласно ей Правительство в целом, а также отдельные министерства – например культуры, просвещения, образования – обязаны заботиться о развитии национальных культур, финансировать творческие проекты, сохраняющие и развивающие особенности народов России, рассказывать гражданам нашей страны о многообразии и культурном богатстве народов нашей страны через прессу, телевидение и интернет. Малым народам Сибири, Севера и Дальнего Востока предусмотрена прямая финансовая помощь.

Значит ли это, что, развивая свою культуру и язык, каждый народ отгораживается от других? Нет. Наоборот, знакомя соседей со своей культурой, люди усиливают доверие к себе. Перенимая какие-то черты других культур – лучше понимают соседей.

В истории человечества были и противоположные примеры национальной политики, когда все национальные различия, особенности культуры, богатство языков объявлялись «ничем» и попросту игнорировались.

Наиболее яркий пример такой национально-государственной политики явила миру

фашистская Германия 1933-1945 гг.

Несмотря на то, что в Германии кроме немцев проживают другие народы (австрийцы, чехи, датчане, французы, поляки), да и сам немецкий народ неоднороден (швабы, тирольцы, баварцы), был провозглашён лозунг «Ein Volk, ein Reich, ein Führer» («один народ, одно царство, один вождь»).  И под лозунгом «Один народ» национальные и культурные различия игнорировались почти полностью. Народ должен был стать машиной по завоеванию «жизненного пространства» и только.

6 функций национальной политики

К чему призывать народы и нации (Целеполагающая)

Национальная политика определяет цели государства – чего оно хочет добиться от народов, населяющих страну.

В упомянутой уже Стратегии национальной политики сказано, если перевести на простой язык, что государство хочет добиться межнационального мира, согласия и взаимодействия между народами страны.

Именно эти цели, в идеале, и должны обозначаться чиновниками и государственными журналистами как призыв. С одной стороны – «Будьте сами собой, будьте особенными, будьте непохожими на других – в этом ваша ценность и наше общее достояние!». С другой – «Принимайте и уважайте особенности других наций, учитесь друг у друга, взаимно обогащайте культуру друг друга!».

Но возможен и другой вариант. Государство захочет «унифицировать» национальности, составляющие народ страны. И тогда лозунги будут другие: «Все как один!», «Только ЭТОТ язык самый лучший на свете!», «Всё, что было раньше – ничто! Именно сейчас мы создадим наше общее величие!». «Объединимся и забудем прошлое, чтобы построить новое будущее!».

Справедливости ради надо сказать, что такие лозунги практически нигде и никогда не выдвигались. Это может оттолкнуть народ от государства и спровоцировать его на восстания, потому что культура, язык, осознание своей принадлежности к какой-то нации – это то, что делает человека человеком.

Задумайтесь сами, с кем вы будете охотнее сотрудничать – с тем, кто настаивает, чтобы вы забыли свои корни, своё прошлое, или с тем, кто с интересом и уважением относится к вашим особенностям и с почтением отзывается о ваших предках?

Как управлять нациями (Организационная)

Государство в силу своего особого положения – управляющая часть общества – является организатором жизни общества. В том числе – и в национальной политике.

Первое, что приходится делать государственным органам – это проводить учёт (см. выше). Сколько в стране наций. Сколько из них имеют свои национальные образования-регионы. На скольких языках говорят люди.

Дальше надо решить, кого надо поддерживать материально, чтобы они, например, вели свой традиционный образ жизни. А не уходили в города, начинали вести современную жизнь и смешивались с преобладающим населением.

Кого следует поддерживать организационно. Помогать регистрировать различные национальные объединения, организовывать ансамбли и театры, продвигать, публиковать и популяризировать литературные произведения и научные исследования о той или иной нации.

В конечном итоге всё это также упирается в финансовые затраты, которые несёт государственный бюджет.

Как объединить людей разных наций или не дать объединиться (Интегративная)

Государство является силой, которая сплачивает людей или, наоборот, разъединяет их.

Сплотить людей разных национальностей, организовать их на какие-то совместные действия, на достижение какой-либо цели может общая идея. Иногда говорят о «Национальной идее», которая должна захватить всех и каждого.

Национальны идеи могут быть разные. Защита страны от внешнего врага. Культурное разнообразие и культурный обмен. Технологический прорыв и первенство страны и народа в науке. Главное, чтобы большая часть общества, невзирая на национальные различия, стремилась достичь общей цели. Чтобы каждый из людей ощущал примерно следующее: «Я внёс свой вклад в жизнь моей страны, и страна стала лучше для каждого. Несмотря на национальность этого каждого».

И задача государства показать человеку каждой национальности, что его вклад в общее счастье важен для всех независимо от национальности.

Возможна и другая ситуация (в истории такие примеры есть). Государство может быть заинтересовано в том, чтобы люди разных национальностей относились друг к другу с недоверием. Для этого какая-то нация может быть объявлена «нацией-предательницей», «нацией-изгоем». Одна из наций может превозноситься над другими. Зачем? «Стравливание» наций отвлекает людей от проблем в государстве и направляет их негодование не по адресу.

«Туда не ходи, сюда ходи» (Регулирующая)

Государство в современном мире – это и основной регулятор поведения людей. Предписывающие и запрещающие нормы – это то, чем государство стимулирует людей к действиям или наоборот – останавливает их.

Основным инструментом регулирования межнациональных отношений в национальной политике сейчас являются запрещающие нормы.

Враждебность, оскорбления, замешанные на национальной почве, наказываются строже, чем, допустим, бытовая ссора.

Запрещено мотивировать какие-либо решения относительно человека национальными, расовыми или религиозными взглядами. Основной посыл как законов Российской Федерации, так и многих других стран – перед законом, перед государством все равны. Человек не может быть как ущемлён в правах и возможностях, так и получить какие-то преимущества по признаку принадлежности к какой-то нации.

Что будет если что-то сделать или не сделать с народом (Прогностическая)

В национальной политике государства важное место должен занимать прогноз. Для правильного выстраивания работы с представителями разных наций государству необходимо понимать, как национальный вопрос будет выглядеть хотя бы в ближайшем будущем.

Как растёт или сокращается численность представителей той или иной нации. Может ли возникнуть напряжённость в отношениях соседних народов (например, на границе национальных автономий). Сколько денег нужно будет потратить на реализацию культурных программ. Какие книги на национальных языках нужно издавать, какие телепрограммы и интернет-каналы создавать. На все эти вопросы должен отвечать прогноз национальной политики.

И, пожалуй, самый важный прогноз, который сложнее всего сделать – это как каждая отдельная нация будет меняться с течением времени. Мы все живём в мире, который всё сильнее становится единым, унифицируется. При этом какие-то национальные особенности неизбежно теряются. Прогноз национальной политики должен ответить на вопрос – что можно утратить безболезненно, а за что нужно «цепляться руками и ногами» сохраняя этот элемент национальной культуры до последней возможности.

«Ребята, давайте жить дружно!» или «Мы – исключительная нация!»? (Воспитательная)

Если национальная политика государства имеет в виду мирное сосуществование множества наций в рамках одного государства, то государству неизбежно придётся взять на себя воспитательную функцию. Понятно, что каждый конкретный человек получает воспитание сперва в семье, затем в социуме (детский сад, школа, трудовой коллектив).

Воспитание в рамках государства происходит и через эти институты, и через государственные информационные каналы (ТВ, радио, газеты, интернет).

И здесь очень важны два момента:

— во-первых – что государство транслирует своим гражданам

— во-вторых – не расходятся ли слова с делами.

Если государственная национальная политика реализуется в парадигме дружбы и равенства наций, проживающих на территории государства, то весь государственный контент должен быть направлен на то, чтобы это подчёркивать. Все теле- и радиопередачи, газеты, интернет-каналы, школьные учебники, выступления чиновников. По возможности подчёркивать вклад каждого народа страны в её развитие. Знакомить людей с культурным особенностями каждого народа. Приводить примеры совместного труда и общих побед представителей разных наций.

Если, к сожалению, национальная политика направлена на то, чтобы стереть национальные различия до их полного исчезновения, то государственный контент будет создаваться в таком ключе, чтобы максимально затушевать различия между представителями разных наций, обезличить достижения.

В худшем случае все победы будут подаваться как достижения одной нации, а все поражения – как неудачи представителей другой. А то и как происки «врагов»-выходцев из какой-либо нации. Примером тому политика антисемитизма царского правительства Российской империи на одном из этапов её развития.

Самое плохое, что может быть в воспитании – это ложь. Если слова государства расходятся с делами, граждане всех национальностей не просто перестанут ему верить. Они сплотятся, невзирая на национальности, в противостоянии этой лжи.

Несмотря на выделение в данной статье отдельных функций национальной политики, следует понимать, что в реальности они неразрывно связаны и пронизывают друг друга, создавая цельный процесс реализации государственной национальной политики.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *