9 ролей государства в экономике. Причины вмешательства, права, обязанности и функции государства в развитии экономики. (план занятия)
«- Сначала была экономика. Потому, что «экономика» — это про «поесть» и «согреться / защититься». Поэтому марксизм справедливо назвал экономику базисом общественной жизни, а политику – важной, но всё же надстройкой над этим базисом. И постепенно надстройку люди стали устраивать специально, чтобы руководить развитием базиса. Так вожди первобытных племён стали делить добычу охотников и собранные женщинами плоды, чтобы охотники не ослабли, а дети не умерли. Так начала проявляться роль государства в экономике».
Примерно таким вступлением уже несколько лет я начинаю занятия о роли государства в экономике. Да, с первобытных времён характер вмешательства «начальства» в экономику сильно изменился, расширился и регламентируется множеством нормативных актов. Но всё же это вмешательство поддаётся классификации и может быть разбито на 9 частей, сгруппированных в 3 группы. Эту классификацию я и даю своим ученикам.
После изучения статьи у вас в голове буде представление о том, как:
— сдать экзамен по этой теме (если вы учащийся)
— план урока (если вы преподаватель).
Почему государство должно и вынуждено вмешиваться в экономику
- Государственное регулирование экономики – что это?
- Усиление роли государства в экономике – почему?
- Рынок неидеален
Зачем государство вмешивается в экономику
- Цели государства в экономике
- Функции государства в экономике
Как государство вмешивается в экономику
- Экономическая политика государства
- Прямое государственное регулирование экономики: методы и механизмы
- Кредитно-денежная политика и её инструменты
- Бюджетная и налоговая политика (Инструменты)
Почему государство должно и вынуждено вмешиваться в экономику
Для начала вспомним, что типов экономики три:
— традиционная (бестоварная, когда производят только для собственного потребления),
— рыночная (когда основной мотив работы – это произвести товар («благо») на продажу, чтобы взамен получить другой товар («благо»)) и
— командная /плановая (когда товар — это не совсем товар, а распределённый ресурс).
И первые два типа, если взять их в чистом виде, замечательно обходятся без государства. Командная же экономика полностью огосударствлена. В реальной жизни все эти три типа могут быть смешаны в разных пропорциях. Но какая бы пропорция не составилась, ЛЮБОЙ тип экономики себя лучше чувствует при наличии государства.
Забегая вперёд, скажем о двух важнейших функциях государства как в жизни человека вообще, так и в экономике. Это СУД и ОБОРОНА. Если есть два спорщика, то должен быть кто-то третий (обязательно авторитетный), чтобы решить, кто прав и быть в состоянии настоять на выполнении этого решения, иначе любой хозяйственный спор перейдёт в силовое противостояние. И желательно, чтобы этот же «кто-то» оборонял спорщиков от нападения извне, потому что без обороны вообще никакой экономики не будет.
1. Государственное регулирование экономики – что это?
Но, чтобы выполнять хотя бы эти две функции, государству (то есть его функционерам – военным, судьям, чиновникам) необходимо отрываться от производительного труда. Тогда где им взять средства к существованию? Ответ очевиден – из невозвратных поборов с подконтрольного населения – дань, подати, налоги. Это и было первым государственным регулированием: у одних силой взять, другим своей волей дать.
По мере усложнения хозяйственных отношений государству приходилось разнообразить и усложнять своё вмешательство в экономику:
— вводить новые налоги
— дифференцировать налоги (с одних больше, с других меньше)
— защищать внутренний рынок от иностранных товаров (протекционизм) или
— стимулировать торговлю своими товарами на внешнем рынке (меркантилизм)
— бороться с безземельем, безработицей и нищетой (социальные программы) и
— с порождаемой ими преступностью (содержание правоохранительных органов)
— чтобы на всё хватало денет – устанавливать государственную монополию на наиболее прибыльные товары или услуги
— защищать права собственности
— создавать общественные блага
— и т.д. и т.п.
Так постепенно формировалась экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
2. Усиление роли государства в экономике – почему?
И чем активнее шло развитие экономики в стране, тем сильнее государству приходилось в неё вмешиваться.
То есть, в традиционную экономику государство почти не вмешивалось. Происходил сбор податей, зачастую натуральных (зерно, шкуры, металлические изделия) и «налога кровью» — нерегулярных рекрутских наборов в армию.
Со становлением рыночной капиталистической экономики (в Римской империи в I – II вв. н.э., в Новое время в Европе (вместе с Россией) и США – в XVII – XIX вв.) выяснялось, что свободная конкуренция производителей ведёт к крайностям в распределении доходов – богатству и бедности. Рост промышленного производства вёл к усилению противоречий (вплоть до открытых конфликтов) между хозяевами предприятий (присвоить больше труда, а заплатить как можно меньше) и наёмными работниками (работать меньше, получать больше), поэтому возникала потребность в государственном регулировании их отношений (в «рабочем законодательстве»). Также развитие промышленности к началу ХХ века начало вызывать экологические проблемы, что потребовало государственного регулирования природопользования («экологическое законодательство»).
В ситуациях же чрезвычайных (война, природная катастрофа (чаще всего – неурожай)) государство склонно полностью перехватывать у частника рычаги управления, создавая командную (плановую) экономику: через обязательные военные заказы, государственный контроль качества продукции, распределение продовольствия по карточкам, привлечение населения на обязательные работы по обеспечению обороноспособности. При этом формально предприятия даже могут оставаться частными, но законодательство и государственный контроль будут устроены таким образом, что они будут работать не в своих, а в государственных интересах с компенсацией затрат (часто минимальной) из государственной казны.
3. Рынок неидеален
Значительную часть своей писанной истории (последние шесть тысяч лет) в рамках государств человечество живёт в смешанной экономике. В любом государстве можно найти и традиционное хозяйство, ориентированное на собственное потребление (пресловутые советские «шесть соток»), и рыночный обмен, и государственный сектор (в Древнем Риме и в империи Тамерлана существовали государственные оружейные и кожевенные мастерские, обслуживавшие исключительно нужды армии). Вопрос только в их процентном соотношении.
Так происходит и по причинам, указанным выше, и потому, что рынок – абсолютно свободный обмен продуктами труда между производителями – неидеален. Главное зло свободного рынка – монополизация. То есть ситуация, когда в силу каких-то причин бОльшую часть рынка начинает контролировать один производитель / продавец. Тогда остальные производители постепенно разоряются, а монополист назначает неподъёмно высокую цену на свой товар. Последствия этого:
— замирание экономической жизни: товар не продаётся, налоги не поступают в казну. Здесь проблему можно решить снижением цен.
— социальный взрыв: протесты против дороговизны, бунты, грабежи, массовая эмиграция. Ничего из этого государству (правителям) явно не нужно.
К тому же при монополизации хоть производства, хоть торговли значительная часть населения может потерять работу. Кроме этого, рыночное хозяйство не склонно финансировать фундаментальные научные исследования (которые не дают немедленного результата), а финансирует только прикладную науку (генерирующую инновации «здесь и сейчас»). Да и проблему ограниченности ресурсов никто не отменял, а отдельный субъект рынка просто стремится присвоить их все.
Решать эти проблемы приходится именно государству, потому что частник (субъект рынка) руководствуется только собственным, но никак не общественным интересом.
Зачем государство вмешивается в экономику
Исходя из всего, сказанного выше, можно выделить цели и задачи вмешательства государства в экономику (хоть в традиционную, хоть в рыночную, хоть создание плановой / командной).
4. Цели государства в экономике:
— сформировать наиболее благоприятные условия для поддержания экономического развития и роста
— обеспечить рост экономики (валового национального продукта)
— сохранить стабильность общества
— помочь предприятиям достичь экономической эффективности (превышение доходов над расходами).
5. Функции государства в экономике
Для достижения этих целей государство должно делать следующие вещи:
— защищать собственность
— создать и поддерживать одинаковые, понятные, неизменные «правила игры» для всех экономических субъектов
— вести антимонопольную деятельность, не допускать монополизации какой-либо части экономики по крайней мере на внутреннем рынке (внешняя торговля может быть монополизирована государством с целью увеличения доходов государственного бюджета)
— поддерживать здоровую конкуренцию
— регулировать уровень цен на социально значимые товары (в идеале – на все товары, но не столько административными, сколько экономическими методами)
— стремиться увеличить занятость населения (сокращать безработицу и не допускать её роста)
— обеспечивать рост реальных доходов населения.
— стимулировать экономический рост (рост экономической эффективности (превышения доходов над расходами) всего хозяйства страны)
— финансировать развитие фундаментальных наук
— финансировать модернизацию промышленного и сельскохозяйственного производства для корректировки распределения ресурсов (увеличения эффективности использования и снижения издержек)
— производить общественные блага.
Как государство вмешивается в экономику
Государство может вмешиваться в экономику как внеэкономическими, так и экономическими методами. Частично в этой статье и те и другие уже затронуты. Все вместе они называются экономической политикой государства.
6. Экономическая политика государства
Ещё раз повторим: экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
А если по-простому, то «экономическая политика государства – это то, что государственная власть делает для того, чтобы:
- народ жил в достатке,
- доходы предприятий были больше их расходов,
- армия и полиция с судами успешно защищали население от, соответственно, внешних и внутренних врагов».
7. Прямое государственное регулирование экономики: методы и механизмы
Во-первых – это правовое регулирование экономических отношений (весь комплекс законов и подзаконных актов гражданского, трудового и хозяйственного права). Они направлены на регулирование экономической сферы в части норм и правил относительно:
— охрана труда
— количества рабочего времени
— норм амортизации оборудования
— норм списания потерь и брака
— размера минимальной заработной платы
и непосредственно влияют на экономическую ситуацию в стране.
Во-вторых – перераспределение доходов (бюджетно-налоговая политика). После сбора налогов, акцизов, пенсионных взносов и прочих обязательных платежей государство, естественно, их тратит. Выплатили пенсии, стипендии, социальные пособия, зарплаты работникам бюджетной сферы – деньги пошли в экономику.
Во-третьих — создание государством общественных благ. Строительство дорог, организация уличного освещения, строительство школ и больниц, устройство парков и скверов, а также их дальнейшая эксплуатация происходят не бесплатно. И эти деньги также возвращаются в экономику, попутно создавая рабочие места. Сюда же относятся расходы на армию, полицию, образование, медицину и другие государственные службы. (Понятно, что это тоже перераспределение государственных доходов. Но в отличие от предыдущего случая оно происходит не напрямую, а через оплату производства чего-либо).
8. Кредитно-денежная политика и её инструменты
Правовое (то есть, казалось бы, неденежное) вмешательство государства в экономику на самом деле очень тесно связано с кредитно-денежной политикой государства, так как она не может проводится без законных оснований. Законами, постановлениями, указами и иными нормативно-правовыми актами определяется, в первую очередь, деятельность Центробанка.
Кредитно-денежно политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.
Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк. В России именно он эмитирует (выпускает в обращение) деньги. В Советском Союзе это делало казначейство.
Основные инструменты:
1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги.
Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими».
Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов. Отсюда — увеличение или сокращение денежной массы.
2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента.
Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику. Он проводит политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
Кстати, ставки по вкладам в коммерческих банках обычно ниже ставки рефинансирования.
3) Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
9. Бюджетная и налоговая политика (Инструменты)
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.
Основные инструменты:
1) государственные расходы (см. выше);
2) налоги.
Без правового регулирования не обходится и здесь. Законы и подзаконные акты определяют:
— размеры и порядок взимания налогов и акцизов
— план налоговых поступлений
— налоговые льготы
— расходы бюджетов всех уровней
— таможенные тарифы на ввоз и на вывоз чего-либо. От них зависит цена наших товаров за рубежом и цена импортных у нас.
Таким образом, мы видим, что в современной экономике роль государства крайне велика. И в конечном итоге исполнение этой роли должно вести к укреплению благосостояния каждого гражданина государства. А следовательно – общества в целом.