Вы «идиот?» 4 способа участия граждан в политической жизни
Вы участвуете в политической жизни? Ну хотя бы ходите на выборы? Если Вы школьник, то нет, у Вас нет на это права. А вот если Вы взрослый человек, то ваше участие как гражданина в политической жизни страны — вещь сугубо важная.
Ведь если вы студент или совсем взрослый человек (то есть Вам больше 18 лет) и при этом не ходите на выборы, то вы идиот. В древнегреческом смысле слова. «Несведущий человек, не участвующий в жизни общества». Тот, кто не знает и знать не желает, что происходит в стране. Тот, кто даже не пытается участвовать в политической жизни, хотя бы голосуя по важным вопросам.
Участие граждан в политической жизни возможно через:
- Выборы
- Референдум
- Государственную службу
- Обращения в органы власти (законодательной, исполнительной, судебной)
В статье «3 типа политических режимов: определения и признаки» мы уже выяснили, что только при тоталитарном режиме граждане не могут повлиять на власть. При демократическом и даже при авторитарном режимах у граждан есть возможность выбирать своих представителей в парламент. Причём выбирать их из разных партий или независимых кандидатов, чтобы те хоть как-то отстаивали интересы своих избирателей.
1-й способ участия граждан в политической жизни: ВЫБОРЫ
Там же в разделе «Демократия (демократический режим)» мы узнали, что существуют формы непосредственной и представительной демократии.
Непосредственная («прямая») демократия – это когда собираются все граждане, имеющие право голоса и прямым общим голосованием решают важные вопросы общественной жизни.
В крупных государствах с большим населением собрать всех людей, имеющих право голоса, для прямого голосования трудно. Поэтому возникает «представительная демократия». То есть демос-народ передаёт свою кратос-власть представителям, которых выбирают в каждом городе. Избранных представителей народа называют депутатами (от deputy – «представитель, заместитель»). Собравшись вместе, депутаты образуют парламент – от французского parle – «говорить, разговаривать, обсуждать» — место, где обсуждают дела государства и общества, вырабатывают и принимают законы.
Демократический режим не исчерпывается свободными выборами народных представителей (представительской демократией). При таком режиме ещё, как правило, хорошо развито и активно действует гражданское общество, но это отдельная тема.
5 принципов выборов в демократической стране
- Избирательное право – всеобщее. Любой гражданин страны, если он достиг возраста, с которого можно участвовать в выборах (в России это 18 лет), имеет право выбирать своих представителей в органы власти. Неважно, мужчина или женщина избиратель, неважно верующий он (в любого бога) или атеист, неважно сколько он зарабатывает и работает ли вообще. Он имеет право на то, чтобы выбрать своего депутата в законодательное собрание страны, региона и города. Имеет право выбрать президента, губернатора и мэра (если так гласит закон о выборах).
Не участвуют в выборах только:
— осуждённые. В России граждане, осуждённые к лишению свободы, не имеют права избирать и быть избранными (ст.32 Конституции РФ)
— недееспособные. То есть человек не должен страдать психическими расстройствами, должен осознавать, что он делает. Недееспособным человека может признать только суд
2. Избирательное право – равное. Один человек – один голос. Можно, конечно, сказать, что голос того, кто старше или умнее, значит больше. Что голос человека, которому 36 лет, равен двум голосам 18-летних. Но как это учесть? Насколько сложной будет эта формула. А если 18-летний умён, а 36-летний глуп? Как тогда считать их голоса. Поэтому: один человек – один голос.
- Большинство выборов – прямые. То есть люди выбирают своих депутатов и руководителей исполнительной власти (см. п. 1) непосредственно. Хотя бывает и по-другому. Например, горожане избирают депутатов городской думы, а уже депутаты выбирают мэра.
- Практически любое голосование на выборах при демократии – тайное. Если вы хоть раз хотя бы заходили на избирательный участок, то обратили внимание, что места для голосования (для заполнения бюллетеней) там отгорожены стенками или шторками. Это сделано для того, чтобы никто не мог подсмотреть, за кого человек голосует. Чтобы никто не мог указывать, давить, настаивать, за кого человеку голосовать. Чтобы никто не мог угрожать наказанием и применять к человеку наказание за его выбор. ВЫБОР ИЗБИРАТЕЛЯ — ЭТО ТОЛЬКО ЕГО ДЕЛО, ДЕЛО ЕГО УМА И СОВЕСТИ.
- На выборах побеждает (и становится депутатом или главой исполнительной власти) тот кандидат, за которого отдано большинство голосов избирателей.
Так через выборы осуществляется участие граждан в политической жизни.
2-й способ участия граждан в политической жизни: РЕФЕРЕНДУМ
Кроме выборов ВЕСЬ народ может выразить свою волю на референдуме. Референдум (от лат. referendum – то, что нужно сообщить) – это всенародное голосование по наиболее значимым для государства и общества вопросам (то есть форма непосредственной демократии).
При организации и проведении референдума действуют те же принципы, что и во время выборов.
3 отличия референдума от выборов
- На референдуме никого НЕ ВЫБИРАЮТ
- На референдуме ВСЕ люди, имеющие право голоса, высказываются по ОДНОМУ общему вопросу, важному для ВСЕГО народа
- Решение, принятое на референдуме, ИМЕЕТ СИЛУ ЗАКОНА. То есть, если большинство людей, имеющих право голоса, высказалось на референдуме ЗА что-то, то это что-то должно появиться в жизни общества без дополнительных законов, по факту фиксации решения в протоколе избирательной комиссии.
Так через референдум осуществляется участие граждан в политической жизни.
3-й способ участия граждан в политической жизни: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
На государственную службу имеет право поступить любой гражданин.
То есть, например, любой гражданин России может стать местным, областным или федеральным чиновником (хоть министром), полицейским, военным, работником прокуратуры или судьёй.
Нельзя отказать человеку в поступлении на государственную службу по признаку национальности, расы, пола, происхождения, имущественного положения или убеждений.
НО! «Имеет право» не значит «может». И уж тем более не значит, что его «обязаны взять» на какую-то должность.
Чтобы стать чиновником, полицейским, военным или судьёй, человек должен получить соответствующее образование и пройти на государственную должность определённый отбор, победить в конкурсе. Например, военные и полицейские должны быть в хорошей физической форме. Все без исключение государственные служащие не должны иметь проблем с законом, то не должны быть осуждены за какое-либо правонарушение. Работники прокуратуры и судьи должны иметь юридическое образование. А, например, тот, кто хочет работать в министерстве финансов, должен иметь образование финансово-экономическое.
Все люди, занимающие должности в государственном управлении, являются носителями государственной власти. То есть они имеют право другим людям что-тот предписывать, разрешать или запрещать, наказывать или освобождать от ответственности. Этими действиями государственные служащие реализуют ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ государства. Дипломаты (работники Министерства иностранных дел) и военные (если они действуют за границами государства), реализуют ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ.
Ещё одним – особенным – видом государственной службы является участие в судебном заседании в качестве присяжного (то есть человека, который принёс особую присягу) заседателя. Это отдельная тема и она рассмотрена в отдельной статье.
Здесь же обозначим кратко: Суд присяжный – это особый суд, который может быть назначен по требованию обвиняемого. ПРИСЯЖНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ – это член суда, которого выбирают из совершеннолетних дееспособных граждан страны по жребию. Такой человек не имеет юридического образования и не определяет подсудимому наказания (это делает профессиональный судья). У присяжного заседателя единственная задача – установить, виновен ли человек, которого судят (обвиняемый, подсудимый), или нет. ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ образуют своеобразную комиссию, которая выносит вердикт о виновности или невиновности человека.
Можно сказать, что присяжные заседатели реализуют внутреннюю правовую политику государства.
Так на государственной службе осуществляется участие граждан в политической жизни.
4-й способ участия граждан в политической жизни: ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ
В значительной части случаев человеку, чтобы проявить политическую активность не нужно становиться государственным служащим или дожидаться выборов / референдума. Особенно это касается внутренней политики. Для внутриполитической активности уже всё готово: есть специальные органы и в них работают специальные люди, которые получают за свою работу заработную плату. Гражданину, который что-то хочет изменить, улучшить в своей стране, нужно дать этим людям грамотное поручение.
Такое поручение даётся путём обращения гражданина в органы государственной власти.
Конечно, чаще всего такие обращения касаются исполнения законов, относящихся к конкретному гражданину, например – назначение или пересчёт пенсий, жалоба на бытовые неурядицы, вызванные действием или бездействием должностных лиц.
Но это может быть и предложение, которое связано с улучшением жизни жителей всего города, региона или страны. Такие предложения имеет смысл направлять в первую очередь представителю жителей в законодательном органе власти – депутату. Потому что именно депутат может вынести предложение, обращение граждан на рассмотрение думы и придать ему силу закона.
Можно обращаться в органы исполнительной власти, в мэрию, с предложением, например о реконструкции дороги, строительстве детской или спортивной площадки.
Чиновники тоже люди. И когда они составляют план работы на следующий год, они могут что-то упустить, чего-то не учесть, не принять во внимание интересы жителей какой-то территории. Это не значит, что они бездушные и невнимательные. Скорее это означит, что у них нет нужной информации.
Приведу пример из практики. К одному городу были присоединены сельские территории. И городская администрация, обязала театры и другие творческие коллективы города ездить и выступать в сельских клубах. Чтобы «новые горожане» получили тот же объём культурного обслуживания. На практике это оказалось неудобно ни театрам – приходилось сильно перестраивать рабочий график, ни жителям – театры приезжали к ним не в выходные, а в будние дни, когда люди на работе. В адрес городской администрации было направлено предложение наоборот, привозить жителей сельских территорий в город сразу на длительную экскурсию: обзор города, краеведческий музей, один из городских театров (или кинотеатр). Предложение было принято и оказалось, что так удобнее всем.
Кстати, любой чиновник, в адрес которого поступило обращение гражданина, обязан ответить на него (положительно или отрицательно) в течение определённого срока. Как правило, это один календарный месяц.
Так через обращение в органы власти осуществляется участие граждан в политической жизни.
Другие способы участия граждан в политической жизни
Статья 31 Конституции Российской Федерации гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Во время этих действий граждане могут обсуждать вопросы жизни страны, высказывать какие-то предложения, формулировать обращения и требования к власти.
В реализации данного права участвовать в политической жизни государства есть ряд нюансов.
Если собрания, например, жильцов многоквартирного дома, членов трудового коллектива или участников кружка по интересам проходят обычно локально, в каком-то помещении, между собой и не затрагивают жизнь остальных граждан, то закон не требует ни получать на эти действия особого разрешения, ни даже уведомлять о них власти.
Другое дело митинги, демонстрации и шествия. Они затрагивают жизнь людей, к этим действиям не причастных, проходят обычно на больших пространствах и несут в себе определённый риск нарушений общественного порядка. Поэтому закон требует, чтобы о таких действиях их организаторы заранее уведомляли местную администрацию и органы охраны правопорядка. Иногда достаточно просто сообщить о митинге или шествии, а иногда на это нужно получить разрешение местной власти.
Таким образом, у гражданина достаточно много возможностей для того, чтобы участвовать в политической жизни своего города, региона и всей страны. Все способы участия описаны в законодательстве. И каждый может выбрать, участвовать или не участвовать в политической жизни, и если участвовать – то каким способом.