5 ответов на вопрос «Зачем людям государство? » плюс конспект урока
«Вот зачем людям государство? Чиновники, полицейские, суды, армия – зачем? Неужели сами друг с другом не разберёмся?» — именно с этого вопроса ученикам я начинаю занятие на тему «Государство». И продолжаю: «Ан нет! Всякие промеж нас личности встречаются, так что иногда без государства никак!».

Внимательно прочитав эту статью, преподаватель будет вооружён примерным текстом (этакой мини-лекцией), который можно произнести на уроке. Ученик же найдёт ответы на вопросы, которые «коварный» преподаватель только планирует ему задать.
Государство – это система учреждений. Как она работает на практике?
Государство… Это не здание. Не машина из железок и пластмассы. Оказывается, государство, которое на нас всячески влияет, нельзя потрогать или увидеть.
Потому что государство – это не какой-то единичный объект. Это СИСТЕМА.
Система различных учреждений, в которых работают такие же как мы с вами люди. Но эти люди по своей работе ОБЯЗАНЫ «делать всем людям вокруг хорошо». А чтобы это «хорошо» делать, им даны особые ПРАВА (в том числе, «делать некоторым людям плохо»).
Попробуйте вспомнить какие-нибудь государственные учреждения. Ну? Полиция. Суд. Государственная Дума. А ещё Президент. Да-да, Президент Российской Федерации – это, на самом деле, не столько конкретный человек, сколько государственный орган, учреждение.
Думаю, я не ошибся, угадывая ваши мысли, когда первым среди государственных учреждений назвал полицию, а затем – суд, то есть силовые структуры.
Потому, что, когда мы говорим о государстве, мы подразумеваем, что оно применяет силу. Жёстко или по-доброму, но – силу.
В старину всё решалось просто (у обезьян до сих пор так и решается): самый здоровенный самец диктовал свою волю соплеменникам. Как только он переставал быть самым здоровенным – тут же переставал быть главным. Был правда, нюанс – он соплеменниками должен был не только командовать, но и обязан был их защищать. От соседей, от хищников, от других опасностей. И если надо – погибнуть в бою. Взамен вожак получал больше пищи и самок, оставляя после себя сильное жизнеспособное потомство.
Потом возникло ещё одно требование – ум. Кроме того, чтобы быть сильным, нужно было быть, например, успешным охотником, вождём, предсказателем погоды и урожая. То есть – повышать выживаемость племени не только силовыми методами.
И наконец, нужна стала справедливость. Скорее всего – как реакция против подлости, которую используют, когда не могут победить в прямом противостоянии. А справедливость – это, по сути, сочетание ума (чтобы определить, была подлость или нет) и силы (чтобы наказать подлеца и защитить обиженного).
Во всех трёх случаях государство представало в одном лице – вождя. Реже коллективно – совета старейшин. Но уже во втором и третьем случаях требовалось, чтобы их власть признало племя, разрешив им править.
Право силы или сила права? (Откуда берутся законы)
Откуда современное государство (государственные органы) получает возможность руководить обществом? Как оно (государственные служащие) понимает, когда силу применять нужно, а когда нет? Как определены границы применения силы?
Получает государство власть примерно таким же образом, как и в стародавние времена – двумя способами: прямым насилием (например, через военный переворот) или условным «соглашением» с обществом (выборы, референдумы, просто доверие вождю).
Прямое насилие – всё же редкость. Даже в жестокие Средние века и Новое время борьба за власть через насилие (захват власти) велась между верхушками общества (дрались «вожди»).
С основной массой населения старались и стараются «договориться».
Предъявляют народу какие-то выгоды от того, что над ним будет власть. Облегчается согласие народа на такой «договор» тем, что многие люди вовсе не хотят править сами. Не хотят руководить даже своей судьбой. Они предпочитают, чтобы пришёл кто-то большой и сильный, установил какой-то порядок, при котором будет удобно жить, и этот порядок поддерживал.
Но такой порядок надо как-то описать. Нужно создать общие правила жизни. Во-первых, чтобы не путаться, какие правила есть, а каких нет. Во-вторых – чтобы ни у кого не было незаслуженных, несправедливых преимуществ или, наоборот, наказаний.
Однокоренные слову «правила» слова – «правильно», «направление», «управление». То есть правила позволяют «управлять обществом для движения в правильном направлении».
Близкое «правилу» по смыслу слово «закон». От старого слова «кон» — «черта, метка, которую нельзя пересекать». То есть, закон устанавливает рамки, внутри которых действуют люди. И принимают законы тоже люди. Либо все вместе (референдум). Либо часть, которую выбрали все остальные члены общества (выборы).
В Российской Федерации законы для все страны принимают выбранные народом депутаты Государственной Думы, утверждают выбранные от регионов члены Совета Федерации (сенаторы), а вводит законы в действие выбранный всем народом Президент.
И хотя депутаты, сенаторы и Президент закон создали и ввели в действие, они, как и любые другие граждане страны обязаны этому закону подчиняться.
Таким образом власть в государстве осуществляется через издание и исполнение законов. Законы государства нужны, чтобы охранять и защищать права и свободы граждан.
Так право силы превращается в силу права.
Щит и меч (армия и полиция защищают от внешних и внутренних врагов)
Сила права может закреплять право силы. Недаром в нашем языке появились устойчивые словосочетания «силовые органы» или «силовые структуры». Они говорят нам о том, что в государстве – этой системе учреждений – есть какие-то учреждения, которые не просто обладают силой, но и имеют право её применять.
Их довольно много.
На виду, в первую очередь, естественно, армия (вместе с военно-морским флотом) и полиция. Первая защищает от внешних врагов, вторая от внутренних.
Помимо армии и полиции в Российской Федерации действуют и другие силовые структуры, которым позволено применять в отношении людей и организаций силу.
В первую очередь – силу закона. То есть, от имени Российской Федерации и на основании российских законов задерживать людей, арестовывать банковские счета людей и организаций, изымать документы, проводить проверки, накладывать штрафы.
Также части из них законом разрешено применять к нарушителям закона и порядка физическую силу для задержания и пресечения незаконных действий.
Помимо «силовых» такие органы (структуры) называют «правоохранительными», так как их задача охранять права граждан страны и иностранцев, находящихся на территории страны.
Вместе с армией и флотом безопасность страны и её жителей от внешних угроз охраняют Федеральная Служба Безопасности со своими пограничными войсками и Служба внешней разведки.
С внутренним врагом – преступностью и правонарушениями – борются, помимо полиции, прокуратура, Росгвардия, следственный комитет, министерство по чрезвычайным ситуациям (его Противопожарная служба и Инспекция по маломерным судам).
Ведущую роль здесь играет прокуратура.
Ведь её название переводится с латинского языка как «предотвращающая». Главной задачей работников прокуратуры является предотвращение преступлений. Для этого они сами выявляют нарушения закона на ранних стадиях, а также реагируют на заявления граждан.
Прокурор не стремится посадить человека за решётку любой ценой. Гораздо важнее для него, увидев нарушение закона, если оно ещё не нанесло вреда, указать нарушителю (человеку или организации) на это и потребовать нарушение устранить. Зачастую этого достаточно, так как многие люди нарушают закон не злонамеренно, а по незнанию или в силу обстоятельств.
Также действуют и сотрудники министерства по чрезвычайным ситуациям (пожарные, спасатели, водная инспекция). Им важно, чтобы человек исправил нарушение, чтобы человек не попал в беду.
И только если отдельные люди или руководители целых организаций не реагируют на требования этих правоохранительных органов, те накладывают штраф. К слову, инспектор ГИБДД на перекрёстке ведёт себя так же. Если вы начинаете переходить дорогу на красный свет, он сперва свистит и делает предупреждающий взмах жезлом. И только если вы не реагируете и продолжаете движение, он вас задерживает и накладывает штраф.
Помимо штрафа прокуратура может возбудить уголовное дело. Так же начать расследовать уголовные преступления могут начать полиция, ФСБ и Следственный комитет.
Росгвардия применяет силу в борьбе с опасными преступниками во время задержаний или в случае массовых беспорядков.
Когда преступник изобличён, пойман и осуждён, то за то, чтобы он понёс наказание в соответствии с приговором (не легче, но и не суровее), отвечает Федеральная служба исполнения наказаний.
А если суд назначил человеку наказание, не связанное с лишением свободы, то такое наказание реализует Федеральная служба судебных приставов.
То есть государство нужно людям, чтобы с помощью его силовых структур сохранять жизнь, свободу и права каждого человека
Кто прав, а кто неправ? (Суд устанавливает справедливость)
Как видим, большинство силовых структур работают на то, чтобы не допустить преступлений. А если преступление совершено, то над тем, чтобы привести подозреваемого в преступлении на суд.
Я не зря пишу «подозреваемого», а не «преступника». В нашей и во многих других странах действует очень чёткое и важное правило: человек считается преступником только тогда, когда его осудил СУД, и приговор, в котором это осуждение записано, ВСТУПИЛ в законную силу (это происходит не сразу).
И это правильно. Потому что в ходе суда может выясниться, что человек не совершал преступления, в котором его обвиняют.
Суд – это старейшая и важнейшая функция полноценного государства. Защитились от внешней угрозы, надо немедленно разбираться с внутренними проблемами. И в первую очередь – устанавливать справедливость, устанавливать истину.
Да, справедливость каждый понимает по-разному. Да, истиной каждый считает что-то своё. Но именно поэтому люди и выработали такой их способ установления – суд.
Суд – это когда кто-то авторитетный высказывает обязательное для остальных мнение. Суд – это когда такое мнение становится обязательным для всех указанием. Иначе мира и сотрудничества в обществе не добиться.
Кстати говоря, в современном мире, в том числе и в России, в суд идут по большей части не для того, чтобы отправить кого-нибудь за решётку, а для того, чтобы установить, кто из спорящих прав с точки зрения закона.
И недаром почти во всех странах мира суд только государственный. Потому что именно государству, государственному судье, которого (в России) назначает выбранный всем народом Президент, имеет смысл доверять установление истины. Только государству люди отдают право решать, кто прав, а кто неправ.
Есть страны, где существуют религиозные суды, которые судят не в соответствии с законами страны, а в соответствии с нормами религии. Но, как правило, в таких странах нормы религии объявлены высшим законом.
И уж точно ни в одной стране мира нет ЧАСТНЫХ судов.
Важнейшее правило суда – непредвзятость. Если между судьёй и одним из спорящих существует связь (например, родственная), то судья не может вести дело такого человека. В случае, если один из спорящих предложит судье взятку – он сразу становится преступником. Если судья возьмёт взятку, он преступник тем более, потому что решил не выяснять правду, а решить дело в пользу взяткодателя в любом случае.
Как мы видим, государство в лице суда нужно людям, чтобы устанавливать и поддерживать справедливость, определённую законом.
Подними упавшего (Социальная политика)
Государство развивается вместе с обществом. И как только перед обществом встаёт какая-то задача, которую общество своими силами решить не может, оно старается привлечь к решению государство.
Давайте рассмотрим несколько утрированный пример.
Произошла война. Погибло много трудоспособного населения. С фронтов вернулись инвалиды, которые не могут себя прокормить. Осталось много детей-сирот, в том числе и полных, которые тоже ещё не могут себя прокормить. Значительная часть жилищ разрушена.
Перед оставшимися в живых здоровыми взрослыми встаёт вопрос «Как прокормить голодных и обогреть замёрзших?». И в какой-то момент они понимают, что сделать этого не могут. Не хватает ресурсов. Места в жилье. Произведённой пищи. Медикаментов. Внимания, чтобы уследить за самыми маленькими детьми. И не хватит, даже если напрягаться вдвое-втрое сильнее, чем до войны.
И вот тут общество призывает на помощь государство. А в идеальном случае — государство идёт на помощь обществу. На деньги из государственного бюджета закупается в других странах еда и распределяется между жителями своей. За государственный счёт строятся дома, пусть не самые большие и удобные. Но – крыша над головой и тепло зимой. Оказывается медицинская помощь. Осиротевшие дети определяются в детские дома под присмотр воспитателей и для учёбы в школе.
Если этого не сделать, то часть обездоленных – самая слабая — умрёт. А та часть, что выживет – собьётся в банды и создаст своё общество. Которое вместо восстановления страны будет грабить тех, кто ещё способен страну поднять из военного пепла.
Конечно, в реальной жизни всё не так трагично. Хотя не раз были в истории нашей страны похожие моменты. Но в современное общество ждёт от современного государства дел, которые улучшат жизнь каждого. Эти дела государства называются «социальная политика» (от «социум» — общество).
В конце концов для большинства людей это наиболее удобный вариант – забота государства об их повседневной жизни.
Не копить деньги на «внезапное» лечение. А ежемесячно платить налоги и иметь возможность получить медицинскую помощь в любое время.
Не искать дополнительные доходы на обучение ребёнка в школе. А знать, что из тех же налогов будет оплачено строительство и оснащение школ и заработная плата учителей.
За относительно небольшую плату посещать театры и музеи (кто не в курсе, плата за услуги театров и музеев часто покрывает только около трети их расходов). А библиотеки – бесплатно.
При всех нареканиях в адрес конкретных чиновников государство всё же эффективнее аккумулирует деньги и потом тратит их на социальную политику (лечение, учёбу, помощь безработным), чем если бы это делали сами граждане.
Пусть всем будет хорошо (Создание общественных благ)
Предыдущие «НЕ» можно продолжить
После работы НЕ таскать по одному-два булыжника (или по их ящику в багажнике), чтобы замостить дорогу (между городами, кстати, тоже). А видеть, что бюджет оплачивает её асфальтирование.
По выходным лопатой на берегу реки или городского пруда НЕ махать, обустраивая местечко для приятного вечера. А спокойно ждать, когда построят красивую набережную.
Вечером с фонарём, отбиваясь от бродячих собак, НЕ бегать. А идти по освещённой улице, зная, что собаки отловлены и помещены в приют.
А также: сидеть в жаркий летний полдень у фонтана, а в морозный зимний денёк кататься с горки в городском парке.
И много чего ещё. Короче говоря, государственная, региональная и местная власти нужны, чтобы благоустраивать жизнь людей там, где они по одиночке это сделать не в состоянии.
Мне возразят «Но ведь можно собраться вместе и договориться!». Можно. Сколько вы будете собирать людей, чтобы обсудить строительство дороги хотя бы между двумя городами? А по сколько им надо на это скидываться – одинаково или пропорционально доходам? А личное участие в стройке должно быть? И ещё куча вопросов, которое государство решает быстрее и эффективнее.
Я нарисовал какую-то слишком благостную картинку? Да. Я нарисовал идеал того, как государство должно служить людям. Но мир не идеален. Поэтому за государством необходим контроль общества. А это тема отдельной статьи.
Итак, повторим ещё раз, зачем людям государство?
- Чтобы осуществлять власть через издание и исполнение законов
- Защищать от внешних и внутренних врагов
- Устанавливает справедливость и истину через суд
- Проводить социальную политику – помогать слабым и беспомощным
- Создавать общественные блага.